Искусство
двадцатого века нередко обращалось к прошлому, художники находили
источники вдохновения в творчестве доисторических людей, интересовались
ритуальным искусством африканских и латиноамериканских племён. Эти
тенденции нашли отражение и в творчестве испанского художника Пабло
Пикассо. Я попробую найти черты доисторического искусства в «Женском
портрете» Пикассо на примере ритуальной африканской маски. Первое,
что бросается в глаза, — это упрощённость изображения, которое легко
воспринимается как сочетание простых геометрических фигур и объёмов.
Лицо — вытянутый овал у женщины и овал, приближенный к кругу, у маски. Глаза
на обоих изображениях увеличены настолько, что воспринимаются
вытаращенными. Верхние и нижние веки просто обхватывают глаз. То есть
они изображены с нарушением анатомической правильности. Похожее
изображение глаза можно видеть у «Великого Бога Марсиан» из росписей в
Тассилин-Анджера и статуэтки догу из Японии.
Статуэтка догу из Японии
"Великий Бог Марсиан" из Тассили
Нос
у женщины на картине Пикассо состоит из прямой плоскости переносицы и
двух треугольников по бокам. У маски можно наблюдать похожий приём:
узкая полоска, соприкасающаяся со сходящимися бровями. И у женщины, и у
маски имеется в наличии только одно правое ухо. Прическа женщины
скорее угадывается, волосы не растут на голове, кажется, что они скорее
наложены, чем усиливается сходство с африканской маской. Волосы весьма
похожи на шапку, которая красуется на голове африканца. Рот изображён двумя линиями, губы отсутствуют. У африканской маски тоже нет губ. Колорит
на картине Пикассо выдержан в тёплых желтовато-терракотовых тонах.
Такие тона нередко можно видеть в росписях пещер, например, в пещере
Альтамира и «круглоголовых» рисунках в Тассили. С последними Пикассо
роднит также чёткий чёрный линейный контур, наложенный на заштрихованную
основу.
"Круглоголовые" с фресок Тассилифрески из пещеры Альтамира
Не
смотря на то, что маска — скульптура, на ней почти не проявлен объём,
что усиливает общность с женщиной Пикассо. Подобной плоскостностью, без
перспективных сокращений, отличаются и работы доисторических художников.
Всё это придаёт картине Пабло Пикассо особое очарование
безыскусности и лаконичной простоты, граничащей с примитивизмом. Но в
этой кажущейся простоте скрыта великая сложность мира, на который
художник смотрел ясным взглядом ребёнка.
|