Суббота, 18.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Искусство в школе

Самородова Ольга Серафимовна

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки

Черты доисторического искусства в творчестве Пикассо
Искусство двадцатого века нередко обращалось к прошлому, художники находили источники вдохновения в творчестве доисторических людей, интересовались ритуальным искусством африканских и латиноамериканских племён. Эти тенденции нашли отражение и в творчестве испанского художника Пабло Пикассо. Я попробую найти черты доисторического искусства в «Женском портрете» Пикассо на примере ритуальной африканской маски.
Первое, что бросается в глаза, — это упрощённость изображения, которое легко воспринимается как сочетание простых геометрических фигур и объёмов. Лицо — вытянутый овал у женщины и овал, приближенный к кругу, у маски.
Глаза на обоих изображениях увеличены настолько, что воспринимаются вытаращенными. Верхние и нижние веки просто обхватывают глаз. То есть они изображены с нарушением анатомической правильности. Похожее изображение глаза можно видеть у «Великого Бога Марсиан» из росписей в Тассилин-Анджера и статуэтки догу из Японии.




Статуэтка догу из Японии




"Великий Бог Марсиан" из Тассили


Нос у женщины на картине Пикассо состоит из прямой плоскости переносицы и двух треугольников по бокам. У маски можно наблюдать похожий приём: узкая полоска, соприкасающаяся со сходящимися бровями. И у женщины, и у маски имеется в наличии только одно правое ухо.
Прическа женщины скорее угадывается, волосы не растут на голове, кажется, что они скорее наложены, чем усиливается сходство с африканской маской. Волосы весьма похожи на шапку, которая красуется на голове африканца.
Рот изображён двумя линиями, губы отсутствуют. У африканской маски тоже нет губ.
Колорит на картине Пикассо выдержан в тёплых желтовато-терракотовых тонах. Такие тона нередко можно видеть в росписях пещер, например, в пещере Альтамира и «круглоголовых» рисунках в Тассили. С последними Пикассо роднит также чёткий чёрный линейный контур, наложенный на заштрихованную основу.




"Круглоголовые" с фресок Тассили



фрески из пещеры Альтамира


Не смотря на то, что маска — скульптура, на ней почти не проявлен объём, что усиливает общность с женщиной Пикассо. Подобной плоскостностью, без перспективных сокращений, отличаются и работы доисторических художников.
Всё это придаёт картине Пабло Пикассо особое очарование безыскусности и лаконичной простоты, граничащей с примитивизмом. Но в этой кажущейся простоте скрыта великая сложность мира, на который художник смотрел ясным взглядом ребёнка.


Категория: Уроки | Добавил: Fraxinus (20.06.2011)
Просмотров: 720 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск