Временные рамки
|
1840–90-е гг. (формируется в 1830-е годы)
|
Идейная
основа
|
Материалистический детерминизм;
критика социальных порождений и противоречий
самодержавно-крепостнического строя;
обличительная направленность произведений
|
Доминанта
|
Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических
чертах и свойствах;
тяга к выдвижению на первый план типического в
характерах и обстоятельствах
|
Основа
эстетики
|
Принцип верности действительности;
стремление к непосредственной достоверности
изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни»;
признание за художником права освещать все стороны
жизни без каких-либо ограничений
|
Характерные черты
|
Стремление к широкому охвату действительности в ее
противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
исторически правдивое воспроизведение типичных
характеров в типичных обстоятельствах;
выявление общественных законов бытия;
изображение диалектических взаимосвязей между
человеком и миром, их глубокий социальный и психологический анализ;
объективность мотивировок поведения персонажей;
углубление индивидуализации образа-персонажа,
психологизма в раскрытии его внутреннего мира;
социальный и психологический детерминизм;
историческая точка зрения на жизнь
|
Идеальный герой
|
Деятельный человек прогрессивных убеждений
|
Основной конфликт
|
Личность и общественный
уклад (строй)
|
Основные жанры
|
Эпос
|
Роман социально-философский, социально-бытовой,
социально-психологический, исторический, сатирический, детективный
|
Ф. Стендаль. «Пармская обитель»; О. Бальзак.
«Человеческая комедия»; Г. Флобер. «Госпожа Бовари»; Э. Золя. «Жерминаль»; У.
Теккерей. «Ярмарка тщеславия»; Ч. Диккенс. «Холодный дом», «Посмертные
записки Пиквикского клуба», «Тайна Эдвина Друда»
|
Новелла
|
Г. де Мопассан, П. Мериме
|
Лирика
|
Лирика гражданская, революционная, интеллектуальная
|
Г. Гейне, П.Ж. Беранже, Ш. Бодлер, Ш. Петефи
|
Драма
|
Драма для чтения
|
П. Мериме. «Театр Клары
Гасуль»
|
Особенности русского
критического реализма
|
Отражение центральных исторических противоречий
эпохи;
активное освоение социально-психологической,
философской и моральной проблематики;
ярко выраженный жизнеутверждающий характер;
глубокий гуманистический пафос;
обращение к истории русского народа;
особый динамизм;
синтетичность (тесная
связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями –
Просвещением, сентиментализмом, романтизмом)
|
Литературные формы русского
критического реализма
|
Эпос
|
Роман
|
И.А. Гончаров.
«Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский. «Преступление и
наказание» и др.
|
Роман-эпопея
|
Л.Н. Толстой. «Война и мир»
|
Повесть
|
И.С. Тургенев. «Ася»
|
Рассказ
|
А.П. Чехов
|
Цикл рассказов
|
И.С. Тургенев. «Записки
охотника»
|
Сказки
|
М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.
Толстой, С.Т. Аксаков, В.М. Гаршин
|
Лирика
|
Песня
|
Н.А. Некрасов
|
Элегия
|
Ф.И. Тютчев
|
Сатира
|
А.К. Толстой
|
Драма
|
Трагедия
|
А.К. Толстой
|
Комедия
|
Н.В. Гоголь. «Ревизор»;
А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся» и др.
|
Драма (вид)
|
А.Н. Островский. «Гроза»,
«Волки и овцы»
|
Исторические хроники, сцены
|
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
|
Лиро-драматические жанры
|
Драматические поэмы
|
Н.А. Некрасов. «Русские
женщины»
|
Лиро-эпические жанры
|
Поэма
|
А.С. Пушкин. «Медный всадник»; Н.В. Гоголь. «Мертвые
души»; Н.А. Некрасов. «Саша»
|
Роман в стихах
|
А.С. Пушкин. «Евгений
Онегин»
|