Резюме на статью Романовой А. А. «Особенности речи детей с
аутистическими расстройствами»
Актуальность исследования обусловлено увеличением в последнее время количества детей с отклонениями в развитии, в том числе с парциальной и комплексной недостаточностью, в частности с аутистическими расстройствами различной этимологии.
Поскольку эти расстройства относятся к тяжёлым аномалиям психологического развития и характеризуются нарушением контактов с окружающим миром, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, расстройствами речевого развития и моторики, нарушениям социального взаимодействия, остро встаёт проблема обучения и социальной адаптации детей, страдающих аутистическими расстройствами.
В статье автором были рассмотрены пять гипотез трудностей на лексико-грамматическом, смысловом уровнях организации речи и лежащие в их основе трудности восприятия и построения целостного образа, наблюдаемые вызываемые дефицитом холистической (правополушарной) обработки информации. Что, в свою очередь, наблюдается на фоне комплекса аффективно-когнитивных расстройств корково-подкорковых взаимодействий.
Автор предпринимает попытку анализа особенности речи детей с аутистическими расстройствами в рамках нейропсихологического и нейролингвистического подходов, при особом внимании к специфическим особенностям прагматической стороны речи.
В качестве испытуемых к обследованию были привлечены три группы детей (средний возраст 9 лет 1 месяц), все праворукие, с различной слабостью правополушарных функций головного мозга. Методика исследований представляла из себя два блока проб: диагностика общего нейропсихологического статуса, которая была направлена на определение состояния преимущественно какого-то одного структурно-функционального компонента ВПФ; второй блок включал пробы, позволяющие провести анализ особенностей связной речи ребёнка.
Результаты проб были детально проанализированы и соотнесены по группам испытуемых, уровню слабости функций их головного мозга и статистически обработаны. Средние значения смысловых ошибок различных типов по группам были представлены автором в виде таблицы 1.
Исследование позволило выявить наличие трудностей лексическо-грамматического оформления высказывания у детей с аутистическими расстройствами, искажения предметной и социальной информации и опознания предметной ситуации в связи с актуализацией неверного сценарного фрейма. Наблюдалась также недостаточная развёрнутость предложений, трудности грамматического и смыслового структурирования, стереотипные ответы, неполная ориентировка и использование бытовых и речевых штампов.
Выявленные в ходе исследования особенности смысловой организации речи у детей с аутистическими расстройствами могут быть соотнесены с дефицитом подкорковых структур в корково-подкоркового взаимодействия и вписываются в контекст сложного синдрома нарушения эмоционально-мотивационной регуляции деятельности, включающего в себя нарушения восприятия и выражения эмоций, искажённый характер коммуникации, нарушение социальной перцепции и ролевого поведения, искажение структуры мотивов и целей, дефицит смыслового опосредствования.
Поскольку формирование коммуникативной компетенции является одной из первоочередных задач современной педагогической науки, особенно важны исследования, позволяющие выявить особенности развития речи у детей с аутистическими расстройствами. Выявление процессов, связывающих сенсорные и моторные функции и приводящие к образованию единой структуры, которым по мнению Выготского Л. С. является в младенческом возрасте побуждение, потребность или аффект. Предполагается, что дефицит этого комплекса приводит к известным появлениям аутизма у детей 3-5 лет. Что в свою очередь приводит к более позднему нарушению синтеза информации, в трудностях накопления адекватных знаний о мире, мешает оптимизации эмоционального реагирования и восприятия эмоций, трудности социальной адаптации в обществе.
Романова А. А. делает вывод, что рассмотрение речевых нарушений у детей позволяет соотнести их с целостным аффективно-когнитивным комплексом патологических симптомов, представляющих собой сложный синдром дизонтогенеза системы эмоционально-мотивационной регуляции психической деятельности.
|