Суббота, 04.05.2024, 21:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Искусство в школе

Самородова Ольга Серафимовна

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Аффективно-когнитивные расстройства у детей

Ре­зю­ме на ста­тью Ро­ма­но­вой А. А. «Осо­бен­но­сти ре­чи де­тей с
ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми»

Ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ния обу­слов­ле­но уве­ли­че­ни­ем в по­след­нее вре­мя ко­ли­че­ст­ва де­тей с от­кло­не­ния­ми в раз­ви­тии, в том чис­ле с пар­ци­аль­ной и ком­плекс­ной не­дос­та­точ­но­стью, в ча­ст­но­сти с ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми раз­лич­ной эти­мо­ло­гии.

По­сколь­ку эти рас­строй­ства от­но­сят­ся к тя­жё­лым ано­ма­ли­ям пси­хо­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия и ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ру­ше­ни­ем кон­так­тов с ок­ру­жаю­щим ми­ром, эмо­цио­наль­ной хо­лод­но­стью, пер­вер­си­ей ин­те­ре­сов, рас­строй­ства­ми ре­че­во­го раз­ви­тия и мо­то­ри­ки, на­ру­ше­ни­ям со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия, ост­ро вста­ёт про­бле­ма обу­че­ния и со­ци­аль­ной адап­та­ции де­тей, стра­даю­щих ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми.

В ста­тье ав­то­ром бы­ли рас­смот­ре­ны пять ги­по­тез труд­но­стей на лек­си­ко-грам­ма­ти­че­ском, смы­сло­вом уров­нях ор­га­ни­за­ции ре­чи и ле­жа­щие в их ос­но­ве труд­но­сти вос­при­ятия и по­строе­ния це­ло­ст­но­го об­раза, на­блю­дае­мые вы­зы­вае­мые де­фи­ци­том хо­ли­сти­че­ской (пра­во­по­лу­шар­ной) об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции. Что, в свою оче­редь, на­блю­да­ет­ся на фо­не ком­плек­са аф­фек­тив­но-ког­ни­тив­ных рас­стройств кор­ко­во-под­кор­ко­вых взаи­мо­дей­ст­вий.

Ав­тор пред­при­ни­ма­ет по­пыт­ку ана­ли­за осо­бен­но­сти ре­чи де­тей с ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми в рам­ках ней­роп­си­хо­ло­ги­че­ско­го и ней­ро­лин­гви­сти­че­ско­го под­хо­дов, при осо­бом вни­ма­нии к спе­ци­фи­че­ским осо­бен­но­стям праг­ма­ти­че­ской сто­ро­ны ре­чи.

В ка­че­ст­ве ис­пы­туе­мых к об­сле­до­ва­нию бы­ли при­вле­че­ны три груп­пы де­тей (сред­ний воз­раст 9 лет 1 ме­сяц), все пра­во­ру­кие, с раз­лич­ной сла­бо­стью пра­во­по­лу­шар­ных функ­ций го­лов­но­го моз­га.  Ме­то­ди­ка ис­сле­до­ва­ний пред­став­ля­ла из се­бя два бло­ка проб: ди­аг­но­сти­ка об­ще­го ней­роп­си­хо­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са, ко­то­рая бы­ла на­прав­ле­на на оп­ре­де­ле­ние со­стоя­ния пре­иму­ще­ст­вен­но ка­ко­го-то од­но­го струк­тур­но-функ­цио­наль­но­го ком­по­нен­та ВПФ; вто­рой блок вклю­чал про­бы, по­зво­ляю­щие про­вес­ти ана­лиз осо­бен­но­стей связ­ной ре­чи ре­бён­ка.

Ре­зуль­та­ты проб бы­ли де­таль­но про­ана­ли­зи­ро­ва­ны и со­от­не­се­ны по груп­пам ис­пы­туе­мых, уров­ню сла­бо­сти функ­ций их го­лов­но­го моз­га и ста­ти­сти­че­ски об­ра­бо­та­ны.  Сред­ние зна­че­ния смы­сло­вых оши­бок раз­лич­ных ти­пов по груп­пам бы­ли пред­став­ле­ны ав­то­ром в ви­де таб­ли­цы 1.

Ис­сле­до­ва­ние по­зво­ли­ло вы­явить на­ли­чие труд­но­стей лек­си­че­ско-грам­ма­ти­че­ско­го оформ­ле­ния вы­ска­зы­ва­ния у де­тей с ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми, ис­ка­же­ния пред­мет­ной и со­ци­аль­ной ин­фор­ма­ции и опо­зна­ния пред­мет­ной си­туа­ции в свя­зи с ак­туа­ли­за­ци­ей не­вер­но­го сце­нар­но­го фрей­ма.  На­блю­да­лась так­же не­дос­та­точ­ная раз­вёр­ну­тость пред­ло­же­ний, труд­но­сти грам­ма­ти­че­ско­го и смы­сло­во­го струк­ту­ри­ро­ва­ния, сте­рео­тип­ные от­ве­ты, не­пол­ная ори­ен­ти­ров­ка и ис­поль­зо­ва­ние бы­то­вых и ре­че­вых штам­пов.

Вы­яв­лен­ные в хо­де ис­сле­до­ва­ния осо­бен­но­сти смы­сло­вой ор­га­ни­за­ции ре­чи у де­тей с ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми мо­гут быть со­от­не­се­ны с де­фи­ци­том под­кор­ко­вых струк­тур в кор­ко­во-под­кор­ко­во­го взаи­мо­дей­ст­вия и впи­сы­ва­ют­ся в кон­текст слож­но­го син­дро­ма на­ру­ше­ния эмо­цио­наль­но-мо­ти­ва­ци­он­ной ре­гу­ля­ции дея­тель­но­сти, вклю­чаю­ще­го в се­бя на­ру­ше­ния вос­при­ятия и вы­ра­же­ния эмо­ций, ис­ка­жён­ный ха­рак­тер ком­му­ни­ка­ции, на­ру­ше­ние со­ци­аль­ной пер­цеп­ции и ро­ле­во­го по­ве­де­ния, ис­ка­же­ние струк­ту­ры мо­ти­вов и це­лей, де­фи­цит смы­сло­во­го опо­сред­ст­во­ва­ния.

По­сколь­ку фор­ми­ро­ва­ние ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тен­ции яв­ля­ет­ся од­ной из пер­во­оче­ред­ных за­дач со­вре­мен­ной пе­да­го­ги­че­ской нау­ки, осо­бен­но важ­ны ис­сле­до­ва­ния, по­зво­ляю­щие вы­явить осо­бен­но­сти раз­ви­тия ре­чи у де­тей с ау­ти­сти­че­ски­ми рас­строй­ства­ми. Вы­яв­ле­ние про­цес­сов, свя­зы­ваю­щих сен­сор­ные и мо­тор­ные функ­ции и при­во­дя­щие к об­ра­зо­ва­нию еди­ной струк­ту­ры, ко­то­рым по мне­нию Вы­гот­ско­го Л. С. яв­ля­ет­ся в мла­ден­че­ском воз­рас­те по­бу­ж­де­ние, по­треб­ность или аф­фект. Пред­по­ла­га­ет­ся, что де­фи­цит это­го ком­плек­са при­во­дит к из­вест­ным по­яв­ле­ни­ям ау­тиз­ма у де­тей 3-5 лет. Что в свою оче­редь при­во­дит к бо­лее позд­не­му на­ру­ше­нию син­те­за ин­фор­ма­ции, в труд­но­стях на­ко­п­ле­ния аде­к­ват­ных зна­ний о ми­ре, ме­ша­ет оп­ти­ми­за­ции эмо­цио­наль­но­го реа­ги­ро­ва­ния и вос­при­ятия эмо­ций, труд­но­сти со­ци­аль­ной адап­та­ции в об­ще­ст­ве.

Ро­ма­но­ва А. А. де­ла­ет вы­вод, что рас­смот­ре­ние ре­че­вых на­ру­ше­ний у де­тей по­зво­ля­ет со­от­не­сти их с це­ло­ст­ным аф­фек­тив­но-ког­ни­тив­ным ком­плек­сом па­то­ло­ги­че­ских сим­пто­мов, пред­став­ляю­щих со­бой слож­ный син­дром ди­зон­то­ге­не­за сис­те­мы эмо­цио­наль­но-мо­ти­ва­ци­он­ной ре­гу­ля­ции пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти.

Категория: Мои статьи | Добавил: Fraxinus (21.12.2014) | Автор: Самородова Ольга Серафимовна
Просмотров: 412 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск